Сайт - Академики

Translator
 
 
 
 

 В Москве завершилась масштабная выставка оборудования и технологий «Агропродмаш—2023», которая в очередной раз подняла вопросы о технологическом будущем молочной отрасли. The DairyNews пообщались с участниками рынка, чтобы узнать, как отрасль справляется с задачами технического и технологического оснащения после ухода многих западных поставщиков.

«Покупаем втридорога, где можем и со сложностями». Как живет молочная отрасль после ухода западных поставщиков оборудования.
 
 
Российские производители и переработчики молока говорят о том, что в целом практически справились с проблемами, связанными с уходом западных производителей оборудования для отрасли. Однако пока вопрос с оборудованием решается в основном за счет поставок из «дружественных» стран и параллельного импорта. В свою очередь, российские машиностроители говорят, что доля российского оборудования сокращается, и отрасли нужна дополнительная поддержка.

В ходе опроса, проведенного в телеграм-канале The DairyNews, 38% участников отрасли ответили, что молочная отрасль лишь частично справилась с последствиями ухода западных поставщиков оборудования и технологий. По их мнению, появились точечные решения, но все еще остается много нерешенных проблем.

15% респондентов считают, что отрасли не удалось справиться с последствиями ухода западных поставщиков и на данный момент наблюдается острая нехватка технологий, оборудования и комплектующих.

Еще 17% ответили, что большинство проблем решены и перестройка отрасли в целом состоялась, остались только точечные проблемы. И только 4% ответили, что отрасль полностью перестроилась и уверенно смотрит в будущее.

Рынок растет за счет импорта 

Как рассказали The DairyNews в ассоциации «Росспецмаш», рынок пищевого оборудования в России динамично развивается. За 8 месяцев этого года он вырос на 79%, до 164,4 млрд руб. Одновременно вырос и объем импорта на 131%, до 93,6 млрд рублей. Основные зарубежные игроки на российском рынке пищевого оборудования сегодня – Китай, Германия, Италия, Турция, Испания.  

По данным «Росспецмаш», доля российского оборудования на внутреннем рынке сократилась с 56 до 43%. В частности, объем производства оборудования для производства и переработки молока сократился с 2,3 млрд рублей за 8 месяцев 2022 года до 2 млрд рублей за аналогичный период текущего года.  

По мнению российских производителей, развитие отрасли замедляют растущие цены на комплектующие и логистику, трудности заводов с привлечением оборотных средств, зависимость от импорта компонентов и материалов, которые не производятся в России (либо объемы выпуска или их качество не устраивают машиностроителей), а также нехватка кадров.  

Ушли многие, но не все 

Несмотря на громкий уход с российского рынка многих известных мировых брендов оборудования, часть западных поставщиков продолжили работу на российском рынке, занимая нишу ушедших компаний и демонстрируя устойчивость к политической турбулентности.

«Мы продолжаем стабильно работать в России, решение о продолжении бизнеса было принято полтора года назад и меняться не будет. Поставки в Россию нашего оборудования не прекращаются, а их обслуживание продолжается в полном объеме», – сообщил The DairyNews генеральный директор Кизельманн Рус Юг Сергей Резуненко. Он уверен, что если бы у переработчиков в России были альтернативные отечественные варианты с такими же качествами и характеристиками, как у зарубежного оборудования, то многие уже давно перешли бы на российские аналоги. «Но этого не происходит, так как российских аналогов просто нет», – подытожил эксперт.

Импортозамещение или «поворот на Восток» 

Большинство участников рынка говорят, что во многом уже научились справляться с проблемами, связанными с уходом из России западных производителей оборудования.

«Я бы сказал, что мы примерно на 90% справились со сложностями, которые появились с февраля 2022 года, хотя слабые места есть», – говорит Артем Березуцкий, коммерческий директор TDNT Engineering.

Другие эксперты также отмечают, что проблем немало, но они постепенно решаются. Трудности наблюдаются как в сегменте оборудования для переработки, так и производства молока.

«Можно говорить о том, что сложности в меньшей степени коснулись тех, кто использует доильное оборудование из Израиля, например, так работает наша компания. Гораздо хуже тем, кто делал ставку на Lely и DeLaval, которые ушли из России», – комментирует Алексей Павлов, гендиректор племзавода «Первомайский». Последние решают вопросы в основном с помощью параллельного импорта, отмечает он.

Большинство компаний отмечают, что под «решением проблемы» имеют в виду новых поставщиков из «дружественных» стран или параллельный импорт и утверждают, что российским производителям пока не удалось воспользоваться ситуацией и предложить рынку нужное оборудование в требуемом объеме и подходящего качества.

Как рассказал The DairyNews генеральный директор Пятигорского молочного завода Константин Сухарев, после ухода из России западных поставщиков оборудования и технологий, в стране не начали производить собственное оборудование такого же уровня. «Таких технологий, которые мы покупали у своих партнеров, у нас нет, российских аналогов не существует. Оборудование, которое в стране производится для молочной отрасли и в целом для АПК, совершенно другое. Оно не решает те проблемы и те задачи, которое решало импортное оборудование», – уверен эксперт.

По его словам, наиболее острая ситуация сохраняется по сепараторам, гомогенизаторам, фасовочному оборудованию, мембранным технологиям, экспресс-анализаторам, клапанам, запорной арматуре и т.д. Поэтому участники молочной отрасли по-прежнему приобретают импортное оборудование, но доставка идет через третьи страны, что значительно увеличивает его стоимость.

«Есть также сложности с кормоуборочной техникой, значительный ее объем закупался в Германии», – добавляет Алексей Павлов.

Такого же мнения придерживается генеральный директор АО «Молвест» Анатолий Лосев. Он сообщил The DairyNews, что в отечественной молочной отрасли по-прежнему сложно с оборудованием для обработки молока – стерилизаторами, центрифугами разного типа и вида. «Также остро стоит проблема с покупкой и доставкой запчастей по серому импорту. Там сложная система платежей, высокая цена, дорогая логистика с доставкой не менее, чем через два месяца после заказа», – добавил он.

При этом, Анатолий Лосев сообщил, что, по его мнению, отрасль в основном преодолела последствия ухода западных партнеров. «Было дорого, но у нас получилось, что радует», – сказал он в разговоре с The DairyNews.

Однако часть игроков рынка отмечают, что реальной альтернативы некоторым видам западного оборудования найти пока не удалось даже в «дружественных» странах. Генеральный директор АО «Павловский молочный завод» Юлия Сергеенкова в разговоре с The DairyNews поделилась опытом своей компании: «Наше предприятие закупило турецкое оборудование, и мы не очень довольны его качеством. Особенно, когда сравниваешь это оборудование с европейским, у которого высокий уровень. Переходить на китайское оборудование мы пока не готовы. Слишком большие риски: очень много производителей, непонятно, какого качества у них оборудование, что будет с сервисным обслуживанием, гарантиями и так далее».

«Так и будем работать – выбора у нас нет»

В какой-то степени уход зарубежных компаний стал и точно станет стимулом для развития собственного производства, считает глава компании «Агромилк» Сергей Блюма. «Например, сейчас хорошо развивают программы по управлению стадом. А те производители, которые сомневались, стоит ли заниматься производством оборудования в условиях конкуренции с западными производителями, начинают новые проекты», – отметил он.

По данным ассоциации «Росспецмаш», перед отечественными машиностроителями стоит задача по увеличению выпуска продукции по таким направлениям, как хлебопекарное, упаковочное оборудование, оборудование для переработки мяса и птицы, оборудование для общепита и так далее.

«Росспецмаш» предлагает принять ряд мер по созданию общего благоприятного фона для развития промышленности. Среди них – обеспечение доступа машиностроителей к льготным кредитам по ставке 0-1%, установление законодательной ответственности ЦБ за рост производства и рабочих мест в экономике, переориентация функций Налогового кодекса с фискальных целей на стимулирующие производство. Специализированному машиностроению нужны доступные цены на сырье, энергоносители и транспортировку. Также важно развивать кооперацию среди предприятий и наладить эффективное взаимодействие заводов и учебных заведений, сообщают в «Росспецмаше».

Большинство же участников молочного рынка справедливо отмечают, что выбора у них нет и в любом случае нужно искать какие-то пути преодоления ситуации, чтобы не допустить технологического отставания в отрасли.

«Выбора у нас нет, как и альтернативы зарубежному оборудованию: ни по производительности, ни по решению поставленных целей. Соответственно, существует лишь один вариант – покупать втридорога, где можем и со сложностями. И вся отрасль продолжает это делать. Так и будет, пока не появятся российские аналоги», – убежден Константин Сухарев.

Некоторые молочники надеются на возобновление сотрудничества с западными поставщиками и заняли выжидательную позицию. «Я веду переговоры с партнерами, была в Италии, скажу, что европейские поставщики готовы начать с нами сотрудничество, готовы начать с нами работу напрямую», – сообщила The DairyNews Юлия Сергеенкова.

Анатолий Лосев полагает, что многое в развитии ситуации будет зависеть от того, начнут ли партнеры из США и Евросоюза вводить вторичные санкции против каналов продаж запчастей, упаковочных материалов, которые российская отрасль сейчас использует. «Если будут, тогда проблемы у нас возникнут заново. Если нет, то в принципе мы все вопросы решили, конкуренция постепенно снизит цены и все нормализуется», – подытожил эксперт.

Подробнее читайте на © DairyNews.today   https://dairynews.today/news/vybora-u-nas-net-kak-i-alternativy-zarubezhnomu-ka.html