Сибирский федеральный округ

Правительство Бурятии планирует в будущем году вернуться к практике выплаты местным молокопроизводителям компенсации части затрат на производство молока.

Напомним, такая денежная компенсация была привычным явлением во времена прежнего президента республики Леонида Потапова. С приходом к власти в Бурятии Вячеслава Наговицына был провозглашен отказ от выделения компенсаций. "Молочная резолюция" вызвала тогда острую реакцию. Особенно в Комитете Хурала по аграрной политике. После долгих обсуждений правительство пошло на уступки.
Предполагаемый размер "восстающей из пепла" компенсации составит около 2 рублей за литр молока. Ее получат те бурятские производители молока, которые продали свою продукцию молокоперерабатывающим предприятиям республики. Если некий СПК продаст молоко скупщикам от Иркутского молочного комбината, компенсации он не получит. Сегодня закупочная цена молока у нас составляет в среднем 10—11 рублей за литр.
— Произвести — здесь можно немного и приписать. А вот реализовать молочную продукцию и получить дотацию — там ничего не припишешь. И это честно заработанная дотация. Это явилось бы подспорьем для тех хозяйств, которые приобрели технику в кредит и должны рассчитываться, — поддержал идею выплаты компенсаций Виталий Калашников, глава Бичурского района.
Отдельные главы сельских районов ратуют за предоставление бюджетных компенсаций в размере 5 рублей за литр молока. Но такая субсидия, судя по всему, бюджету не по карману.
Точное количество производимого в республике молока никто, по большому счету, не знает. Проблема в том, что 91,2 процента молока Бурятии происходит из личных подворий населения. Молочную мощность личных хозяйств статистика считает по своей методике. Отчетность здесь слаба и в чем-то "вилами по молоку писана".
Как поясняет министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов, в основе учета лежат 156 дворов в 11 муниципальных образованиях. Информация, полученная от этих дворов, переносится на остальные 136 тысяч личных подворий. Статистика, которая подводится по сельхозорганизациям, носит более конкретный характер, поскольку СПК и ООО ведут нормальный учет молокопродукции.
Из прошлогодних 281,9 тыс. тонн, полученных в целом на территории Бурятии, на переработку местным заводам было сдано только 8,6 тыс. тонн.
— Это 8,5 тысячи тонн, которые мы увидели в наших магазинах. На личное потребление жителей села (порядка 430 тысяч человек), исходя из медицинских норм, уходит около 114 тысяч тонн молока, — говорит по этому поводу министр сельского хозяйства республики.
Куда идет львиная часть надоенного молока, неизвестно. Как неизвестно, надаивается ли оно вообще. Людей, которые видят полки магазинов, где "толпятся" молочные изделия из самых разных российских регионов, это несколько озадачивает. Но таковы уж статистические завихрения, имеющие место в республике. Тут гражданам надо выбирать, чему верить. Статистике от чиновников правительства Бурятии или своим глазам.
Впрочем, Александр Манзанов прямо заявляет, что "пока в подсчете производства молока в хозяйствах населения существует указанная методика, к сожалению, объективности данный показатель соответствовать будет мало".